Лого www.inmu3.ru
Автоакустика

Звуковой процессор для авто - необходимый элемент акустики в машине

  • Для чего он нужен, основные задачи звукового процессора.

  • Какой процессор нам нужен, внешний, или интегрированный в магнитолу?

Поделиться:

Для чего он нужен, основные задачи звукового процессора.

Звуковой процессор, как отдельный элемент акустики в машине, нужен будет только в дорогой системе, где каждый отдельный компонент нацелен на максимальное качество звука. В такой системе звуковой процессор сможет скоординировать работу акустической системы, добившись слаженной игры динамиков всех диапазонов частот, а так же обеспечить необходимый уровень качества цифро-аналогового преобразования сигнала, что позволит в полной мере раскрыть потенциал акустики. Если отличительной чертой Вашей акустической системы является оптимальное соотношение цены и качества, то хорошим вариантом станет приобретение головного устройства (магнитолы), в котором уже имеется встроенный звуковой процессор. Они довольно неплохи, позволят Вам тонко настроить фильтры частот (которые так же уже будут установлены в такой магнитоле), у них есть многополосный эквалайзер и, конечно же возможность коррекции временных задержек. То есть, звуковые процессоры в магнитолах обладают достаточным функционалом, чтобы обеспечить качественную работу вашей акустики.

Примерно так выглядит внешний звуковой процессор для авто

Вообще, у звукового процессора есть две абсолютно необходимых задачи. Первая - возможность гибко настроить кроссоверы (или фильтры частот). Определить для каждого динамика границы частот, в которых он будет работать, в зависимости от его предназначения, а так же настроить крутизну срезов частот, которая позволит создать четкий переход от одного динамика к другом и избежать провалов в частотном диапазоне при переходе от одного элемента компонентной акустики к другому. К примеру, у нас есть сабвуфер, миды и твитеры, а так же пассивный или активный кроссовер, которым мы настраиваем (или имеем уже установленной, в случае с пассивным кроссовером) частоту среза в 12дБ/окт (12 децибел на октаву). Да, на активном можно настроить крутизну среза и по-резче, но для примера представим себе такую настройку. При данной настройке нам нужно будет правильно задать параметры границ фильтрации, допустим, для мидбасов это будут 100Гц high-pass и 3.1 кГц - low-pass. Но правильное указание границ фильтрации зависит от вашей акустики, от производителя и конкретного оборудования. Если эти настройки указать неверно - можно испортить звук и получить ямы, чаще всего возникающие при переходе от сабвуфера к мидвуферу. Звуковой процессор с легкостью позволит вам указать крутизну среза в 48дБ/окт и избавит Вас от вариативности настройки границ фильтрации частот, позволив сблизить их их до минимума, получив четкий переход от игры одного динамика к игре другого.

Вторая из важнейших задач звукового процессора - коррекция временных задержек. Динамики в Вашем авто находятся на неравноудаленном расстоянии от Вас. Среднечастотный динамик в левой двери гораздо ближе к Вам, чем среднечастотный динамик в правой. Таким образом, звук из левого динамика достигает вашего уха гораздо быстрее, чем звук из правого. Ну и что, казалось бы, ведь звук доностится так бысто, а затем, когда звук из обоих динамиков достиг ушей слушателя, мы уже слышим оба динамика. Да, слышим, но не равномерно. Звук из левого динамика постоянно достигает нас быстрее, из-за этого формируется звуковая картина подавления левым динамиком правого и мы слышим, в основном, только его. Звуковой процессор позволит нам придержать левый динамик и уровнять скорость достижения его звуковых волн со скоростью правого. Таки образом, подобрав баланс между ними, мы сможем создать сцену - эффект, когда мы слышим звук идущий на нас спереди, откуда-то из середины торпедо авто. Это намного приятнее, чем слышать подавление одного динамика другим. От такого звучания мы не будем уставать. Звук в авто станет для вас новым. Чтобы добиться такого эффекта, в звуковом процессоре нужно указать значения задержки (обычно указываются в милисекундах) для каждого из диамиков акустической системы. Делается это на слух, но есть и базвые параметры задержки звука. Например, для динамиков на ближней к водителю стороне устанавливается задержка в 3.2 мс, для дальнего - в 2 мс. Если в акустической системе присутствует еще и сабвуфер, и если он находится в багажнике, то, так как он удален от нас более остальных компонентов, его мы задерживать не станем, указав для него значение 0 мс. Это базовые параметры указания задержки, которые помогут Вам вывести звучание в центр автомобиля. Пассажир, при этом особо не пострадает, но если вы очень заботитесь и его комфортном прослушивании, то придется немного поэкспериментировать, подобрав золотую середину значений - когда и Вам комфортно прослушивать музыку в машине и пассажир не жалуется. Если же у Вас магнитола или звуковой процессор в авто от Pioneer, то здесь настройка, позволяющая добиться того же результата, будет выглядет немного иначе. Возможно, в настройках будут указаны значения ни в милисекундах, а в сантиметрах. Здесь не нужна лазать с линейкой и измерять, нет, достаточно будет указать ближайшему динамику значение в 0 см. Да, процессор будет все высчитывать сам, поэтому, здесь, на первый взгляд все шиворот на выворот, но достаточно понимать так: мы говорим - "процессор, вот этот динамик у меня под задом (0 см), поэтому задержи его как следует". Процессор - "ОК" (задерживает). Думаю, логика ясна. Поэтому, для Pioneer указываем примерно так: 0см на ближние динамики, 50 см - на дальние и для саба - 1,5 - 2 метра, в зависимости от длины Вашего авто.

Какой процессор нам нужен, внешний, или интегрированный в магнитолу?

Внешний звуковой процессор для авто

Разница во внешнем процессоре и во встроенном процессоре в Вашу магнитолу будет в том, что внешний процессор будет стоить как вся эта ваша магнитола. Ну а если серьезнее - внешний процессор будет являться замечательным ЦАПом. Который будет великолепно преобразовывать цифровой код в аналоговый, выдавая очень качественный звук, особенно при воспроизведении hi-res - форматов, что позволит полностью реализовать потенциал вашей акустической системы. Ведь, если она у Вас дорогая, то не затем ли Вы вкладывали в нее столько средств, как для того, чтобы получить от нее максимально качественное звучание. Так же внешний звуковой процессор порадует нас качественным кроссовером, позволяющим создать крутизну среза в 48дБ/окт. Для кроссовера в магнитоле 24дБ/окт может стать порогом, но при качественной настройке фильтрации частот это не станет чем-то значительным. Еще нас ожидают такие примочки как, к примеру, параметрический эквалайзер где количество каналов фильтрации можно регулировать, или же компрессоры для защиты динамиков (чтобы мы случаем, накручивая параметры, не спалили твитер). В принципе, потребность во внешнем звуковом процессоре для авто будет возникать только если нам нужно полностью реализвать потенциал дорогущей акустики, во всех остальных случаях можно обойтись звуковым процессором интегрированным в магнитолу, получив прекрасный результат и сэкономив при этом приличное количество шекелей.