Лого www.inmu3.ru
Автоакустика

Акустическая система 5.1, установка и подбор акустики для домашнего компьютера или в машину.

Немного об акустике 5.1 и акустике в целом.

Акустика 5.1 - это система объёмного звучания, объём достигается путём расположения громкоговорителей (динамиков/колонок) вокруг слушателей таким образом, чтобы звук, окружая их, создавал "эффект присутствия". Две колонки расположенные фронтально по отношению к слушателю - стерео звук, две сзади - уже "квадро" звучание - неплохой вариант для автомобиля. В системе 5.1 их дополняет еще одна - центральная, обеспечивающая полное объёмное звучание. Дофига... - можно подумать - но это еще не все! Всё это благолепие дополняет еще и сабвуфер, который отвечает за воспроизведение низких частот звуков в фильмах, или низкочастотную музыкальной составляющую проигрываемых композиций (басы, короче). В итоге 5.1 - это пять громкоговорителей и один сабвуфер. Канал низких частот (саб) использует лишь часть от пропускного потенциала звуковых каналов системы, поэтому выделен из общей составляющей и обозначение выражается как 5.1, а не 6. Кстати, кому показалось что это дофига - знайте, что есть еще 7.1, 9.1 и даже 9.2 системы, где колонки добавляются еще и сбоку. Пока рассмотрим только систему 5.1, ибо остальное - то и вправду дофига, а для создания объёмного звучания 5.1 вполне достаточно.

А нужно ли так озадачиваться со всякими этими колонками, что это вообще за объёмный звук и "эффект присутствия". Ведь вполне неплохо и с обычным звуком. Штука в том, что объёмный звук - это и есть самый обычный звук (и это еще в идеале). Все эти заморочки предприняты только ради того, чтобы как можно лучше воспроизвести оригинальный звук записи. Эффект присутствия, как не трудно догадаться, нужен чтобы оказаться в студии звукозаписи, на концерте, в филармонии или в месте происходящих событий просматриваемой Вами киноленты. Простое стерео и привычный всем нам формат mp3 передают, хоть и неплохой звук, но очень далёкий от оригинала, если прислушаться. В нём много потерь. Потери - технические искажения звучания. Ваш голос - чистый звук без потерь, запишите его на диктофон и прослушайте, обращая внимание только на качество звука. Оно заметно изменилось не в лучшую сторону, потому что диктофон - это не студия звукозаписи. Вот в этом и различие чистого звука и звучания с потерями. У формата mp3 есть, так скажем, допустимое количество потерь, появляющихся при сжати звука. Он не плох (поэтому и так популярен). Он обеспечивает довольно чёткое звучание, но пригласите в гости маэстро скрипки и включите ему любую композицию Паганини на своём компьютере с обычными стерео-динамиками, пронаблюдайте, как его лицо будет выражать страдания, а затем выключите скорее и не мучайте его. Именно для того, что бы не мучать маэстро и меломанов были созданы форматы записи звука без потерь, гордо величаемые Hi-res или High-resulution audio, форматы wav, dsd, mqa и другие. Но если воспроизводить их на тех же обычных стерео-динамиках, то будет тоже "не торт". Много лучше для этого подойдёт система объёмного звучания со своим "эффектом присутствия", которая позволит раскрыть потенциал звучания Hi-res. Кстати, чтобы порадовать маэстро, а заодно и самих себя, придётся раскашелиться на акустическую систему выполненую в Hi-end стандартах. Hi-end - техника - это техника, создающая имя производителя, Hi-end не предусматривает никаких рамок (особенно бюджетных), производитель создаёт лучший, исходя из своих возможностей, продукт. Который, разумеется, и стоить будет соответствующе (есть даже mp3-плееры Hi-end). Но, чтобы просто порадоваться хорошему звучанию в фильмах, играх, да и музыке, не обязательно тратить состояния на стандарты и форматы. Можно получить условия кинотеатра у монитора, и даже в салоне авто подобрав хорошую акустику 5.1 для компьютера или такую акустику в машину. Реализовать объёмное звучание дома можно прикупив совсем не дорогую (или вменяемой стоимости) 5.1 акустическую систему и правильно её установить. О том, как выбрать и как её разместить и пойдёт речь далее.

На что обратить внимание при выборе?

На рынке акустики представленно множество отличных решений как акустики 5.1 для компьютера, так и акустики для машины. Для ПК - это системы от Sony, Logitech, Sven, Bose, Microlab и д.р. Для автомобилей это Pioneer, Ural, Edge, Sony, Alpine, Kickx и множество других производителей. В машине реализовать систему объёмного звучания крайне сложно, а новичку автозвука самостоятельно - и вовсе невозможно. Этот момент мы, разумеется обсудим, но более простым, а иногда и более преемлемым вариантом будет установка просто хорошей акустики, которая в условиях салона даст прекрасный звук, сравнимый по качеству с объёмным. Отдельным элементом, требующим осбого внимания в акустической системе авто является сабвуфер. Так как сабвуфер - очень мощное и громкое акстическое устройство, а слушатель находиться к нему в непосредственной близости, то именно сабвуфер будет формировать основную акустическую картину, перехватывая эту роль у среднечастотных динамиков системы на большой громкости или в моменты воспроизведения композиций с большой долей низких частот. Сабы производят те же Sony, Alpine, Pioneer, Mistery, JBL, EDGE, Kenwood и многих других производителей. Выбор здесь очень велик, как и ценовой диапазон.

Имейте ввиду, что очень бюджетная 5.1 система может не обеспечить качественного объёмного звучания. Если бюджет ограничен, то стоит присмотреться к стереосистемам 2.0 или же стерео с сабвуфером - 2.1 системам. В автомобиле, при отсутствии желания возиться с 5.1, можно с гораздо меньшими трудозатратами создать квадро-звучание, дополнив его сабвуфером и, тем самым, получить прекрасную акустику в машине.

Акустика 5.1 для компьютера

Сейчас на рынке можно встретить прекрасные стереоситемы представленные двумя колонками по паре динамиков в каждой, способной достойно воспроизвести весь спектр частот, как средние и высокие, так даже и низкие частоты. Это конечно не отдельный сабвуфер, но обеспечить приемлемый уровень баса они в состоянии (хоть и не очень глубокого). В таких даже устанавливают фазоинвертор (о нём подробнее можно прочесть в этой статье) для более качественного звучания низких частот. Если этого не достаточно - всегда можно дополнить систему сабвуфером.

Если выбор сделан, и это именно акустика 5.1 для компьютера, следует обратить внимание на мощность системы и на помещение, в котором собираетесь пользоваться ей, а точнее на объём помещения и квадратуру. Система, мощностью в 100Вт RMS (RMS - среднеквадратичная общая номинальная мощность системы), согласно стандартам, способна обеспечить сэрраунд саунд (объёмное звучание) в помещении 10-12 квадратов. На деле же мощности примерно в 70Вт RMS хватит на 15-17 м2. Так, самая бюджетная 5.1 акустическая систем способна создать объёмный звук в среднестатистических размеров комнате, и уж точно сможет создать стереобазу достаточной мощность вокруг кресла пользователя ПК. Останется уповать только на качество её звучания.

В состав недорогой системы 5.1 войдут 5 сателлитов, сделанных из пластика (в более дорогих возможны корпуса из дерева), с одним или двумя динамиками и сабвуфер, так же, возможен вынос усилителей системы в отдельный блок + пульт ДУ. Сабвуфер вряд ли будет обладать глубоким басом и возможно, будет даже похрипывать на большой мощности. Поэтому при покупке, разумеется, стоит испытать систему в магазине и не постесняться накрутить её на полную мощность. Впрочем, испытывать до покупки нужно любую, даже самую дорогую (тем более!) акустическую систему. Бюджетная или система подороже, любая из них нуждается в правильном размещении громкоговорителей и сабвуфера. От размещения напрямую зависит качество звучания и создание объёмного звука. Вот стандартная схема:

Схема размещения акустической системы 5.1

Центральный динамик должен распологаться под экраном, левый и правый фронтальные динамики - на равноудалённом расстоянии друг от друга, тыльные - так же только позади слушателя. Желательно чтобы динамики "смотрели" в сторону слушателя. Обязательно должна соблюдаться симметрия. Центральный и фронтальные динамики должны быть на одном горизонтальном уровне. Если такой возможности нет, то хотя бы фронтальные. Тыльные динамики необходимо разместить на высоте 1,5 - 2 метра. Сабвуфер должен располагаться поближе к центру, но не в мебели, не под столом и не в углу. Пусть он стоит рядом со столиком, и если возможно, желательно, чтобы он находился на полу. Размещение саба допускает больше вольностей и здесь можно поэкспериментировать. Главное - чтобы он звучал чисто и ничего ему не мешало. Так же желательно удалить все приборы, способные создать помехи, подальше от сабвуфера (роутер или смартфоны), особенно это актуально для бюджетных сабвуферов.

Акустика для машины

Автомобильная акустика крайне отличается от домашних акустических систем. В первую очередь отличается тем, что адаптирована к условиям изменения влажности, уровней запыленности и вибраций. Если поставить домашнюю акустику в машину, то очень вероятно, что долго она не прослужит именно по указанным выше причинам. Ее растрясёт или замкнёт. Выбор автомобильной акустики начинается с уровня хардкорности или серьёзности данного предприятия (а так же бюджета). То есть, если Вы решили попросту слегка обновить "музыку" в авто, скажем заменить коаксиальные или широкополосные фронтовые динамики на компонентную акустику, то ставьте себе на здоровье, а модернизировать аудио в авто до уровня объёмного звука 5.1 - это совсем другое занятие. Если задача таки поставлена - вы решили реализовать систему 5.1, то знайте что придётся постараться. Система 5.1 - это не просто 5 динамиков и саб, это симметрично расположеная вокруг слушателя стереобаза, применение звуковых процессоров для расчёта звуковых задержек. Необходимо учесть множество нюансов, проследить весь путь звука по салону от каждого динамика до левого и правого уха слушателя, учесть особенности салона и даже каждой щелки и отверстия в дерях. А начать следует с того, что этих щелок и отверстий вовсе быть не должно. Нужно шумоизолировать салон (ну ладно, хотя бы двери), проклеять внутренние элементы двери специальным изолирующим материалом, установить динамики на деревянные кольца с прорезиненой окантовкой - в подиумы, расположить динамик таким образом, чтобы угол излучения звука составлял не более 60% (относительно головы слушателя, естественно). Сама акустика должна быть не хухры-мухры, должна иметь достаточно мощности и играть от внешнего усилителя, а не от магнитольного. От магнитольного усилителя 5.1 в машине в принципе не рализовать - не хватит мощности обеспечивать достаточным напряжением столько акустических устройств. Так что, готовьтесь раскашелиться и на усилитель, а возможно и на два (скорее всего). Подобрать сам усилитель, который обязательно должен иметь фильтры низких и высоких частот (если нет кроссовера, о котором - далее), провода (очень важно купить качественные - от них зависит не только качество звука, но и долговечность акустики!), через которые мы будем подключать всё это дело. Помните - основное, это расположение акустки. Должна получиться стереобаза вокруг слушателя. Если Ваш автомобиль ценового сегмента ниже среднего - без шумоизоляции, хотя бы примитивной - не обойтись, иначе звук будет попросту "утекать"! В общем, занятие сложное и затратное. Естественно, стоит того, если задача будет реализована, а если нет.. Да, проще послушать объёмный звук дома. Но не всё так страшно, не забудьте соблюсти нижеуказанную незамысловатую схему и представленные в статье рекомендации. Остальное - нюансы, которые, конечно, могут всё испортить, но это будет поправимо. Схема для каждого авто будет отличаться своими корректировками, но в общем выглядит так:

Схема реализации акустической системы 5.1 в автомобиле

В ней соблюден основной принцип схемы построения системы объёмного звука для домашнего кинотеатра а именно, просто симметрия расположения динамиков. При реализации следует так же учесть, что и головное устройство (магнитола) должно быть готово к такому шагу и предоставить линейные выходы для подключения усилков и активного саба (будем подключать от усилителей, если сабвуфер в системе будет пассивным). А вон те штуки, которые встречаются на пути от усилка к компонентной акустике, да, те, в которые вы всматривались, и, уверен, задумывались - что это? - это кроссоверы, нужны для разделения воспроизводимых компонентной акустикой частот (средние и высокие), чтобы среднечастотный динамик не удумал вдруг "подпевать" твитеру (маленькому высокочастотному динамику). При желании, можно и сэкономить - не покупать кроссоверы, а приобрести усилитель со встроенными фильтрами низких и высоких частот. Но качество дифференциации частот, в таком случае, целиком и полностью ляжет на него. Если всё вышеперечисленное Вас не смутило и не испугало, то не остановит и эта схема. Считаю, что реализовать её возможно только путём проб и ошибок (ибо в каждом авто будет всё по своему), так как универсального способа реализации для всех автомобилей - попросту нет. Да и в любом случае, даже не достигнув эффекта кинотеатра, можно получить бомбовую музыку. А можно и какашку.. Хе-хе. Удачи Вам!