Не смотря на высокую надежность, АКПП Mazda так же требуется замена масла, как и другим классическим гидротрансформаторным коробкам передач. Mazda 6, Mazda 5, Mazda 3, Mazda cx-5, cx-7, cx-9, Mazda 2, Atenza, Demio, Tribute, Bongo, Mazda Capella (626), Mazda Familia (323, Protege), Mazda Premacy - каждый из перечисленных автомобилей снискал славу надежного и верного товарища, во многом благодаря большому опыту Mazda в строении автоматических коробок переключения передач.
Устанавливать собственные АКПП на свои автомобили Mazda начала еще в 80-х годах, базой для них стала BorgWarner 35 (BW-35), которую Mazda устанавливала в свои модели (1500, 1800) еще с 1967 года. Первой серийной автоматической трансмиссией Mazda стала 3-х ступенчатая АКПП F3A -неторопливая, простенькая, недорогая и крайне надежная, устанавливалась на автомобили Mazda 626 и 323, сразу же покорила своим инжерным решением и запад и Корею. Ею заинтересовался Ford, который применял ее на своих авто вплоть до 1997 года. Mazda же, сразу же шагнула дальше в эру 4-х ступенчатых автоматических коробок.
Разработанные совместно с японской Jatco первые 4-х ступки имели по 4-5 соленоидов, были уже тогда частично электронно управляемыми, еще до наступления эры электронно управляемых АКПП. G4A-EL, а за ней и F4A-EL - удивили мир своей технологичностью, но в то же время надежностью, Mazda смело ставили их на американские версии 626 с моторами V6, так как эти коробки обладали большим запасом прочности и, согласно техническим данным - выдерживали крутящий момент до 150 Н·м. На практике - гораздо больший. Эти коробки в немного модифицированном виде, но с тем же индексом до сих пор устанавливают Kia и Hyundai на свои автомобили.
АКПП Mazda F4A-EL
Регламент технического обслуживания, периодичность замены масла в АКПП Mazda
Mazda - один из немногих производителей автомобилей, который не пошел путем маркетинговых уловок, умышленно делая ресурс узлов и агрегатов своих автомобилей ниже. Mazda не называет свои АКПП необслуживаемыми, напротив - в своей технической документации указывает интервалы по замене масла в АКПП - каждые 60 тыс. км. пробега, что является оптимальной периодичностью замены масла для гидротрансформаторных коробок передач.
Периодичность замены масла в АКПП Mazda, да и в любых других зависит не только от пробега, но и от условий эксплуатации. Езда на больших оборотах по трассе, активный стиль езды, пробуксовки на скользких дорогах зимой и даже долгие, медленные передвижения в пробках - все этих факторы способны повлиять на состояние масла в АКПП. От частого нагрева трансмиссионное масло теряет свои свойства, примерно к 50 - 60 тыс. км. пробега оно становится не способным создавать нужное давление в узлах АКПП, комплексно начинают страдать гидротрансформатор, гидроблок с соленоидами, пакеты фрикционов. Кроме того, в течение эксплуатации в масле скапливается абарзив - металлическая маленькая стружка, отслаивающаяся от элементов АКПП. От нее коробку призваны защищать масляные фильтры и магниты на дне поддона, собирающие на себе эту стружку. При долгой езде без замены масла, фильтров и чистки поддона и магнитов, они все забиваются этой самой стружкой, переставая защищать рабочие узлы коробки.
Стружка, попадает в радиатор охлаждения масла, затрудняя его работу, масло перестает охлаждаться, коробка испытывает перегревы, масло прикипает к соприкосающимся элементам - фрикционам. В таких условиях даже очень надежные АКПП машин Mazda могут выйти из строя. Как показывает практика, даже в условиях ужасного качества масла и постоянных перегревов АКПП Mazda ходят довольно долго, но все же это не может не снижать их ресурс и не влиять на их эксплуатационные качества - коробки начинают пинаться на переключениях.
Рекомендуется проверка состояния масла в АКПП каждые 30 тыс. км. пробега или каждое второе ТО.
Процесс замены масла в АКПП Mazda 3, 6, cx-5 или любой другой модели Mazda можно разделить на несколько обязательных этапов:
Подготовка автомобиля - прогрев АКПП 15-20 минутной ездой, вывешивание автомобиля, колеса не должны касаться земли;
Снимаем защиты, если таковые препятствуют доступу к щупу уровня масла АКПП, откручиваем сливную пробку и сливае масло из АКПП в тару, позволяющую измерить объем вытекшего масла;
Промываем поддон и магниты от масла и металлической стружки, обязательно ставим новый масляный фильтр. Хорошо промытый поддон ставим обратно на герметик, т.к. прокладки обычно на поддонах АКПП Mazda нет. Не спешите прикручивать защиту АКПП обратно;
Заливаем новое масло в том же объеме, в котором оно слилось;
Заводим автомобиль и плавно, не спеша переводим селектор АКПП в каждое положение. Повторяем эту процедуру 3-4 раза, останавливаясь в каждом положении на 3-5 секунд;
Снова проверяем уровень масла в АКПП - уровень должен быть таким же, как и до замены масла.
Иногда, после замены масла в АКПП Mazda могут начаться переключения с пинками, это бывает из-за того, что машина уже немало проехала на испортившемся, потерявшем свои качетсва масле, АКПП адаптировалось к другому давлению, а теперь ее угостили свежим маслом, которое создает нормальное давление. Что делать в таких случаях? Есть два способа устранить пинки - адаптация и калибровка:
Компания Mazda производит удивительные автомобили - они всегда старались сделать автомобиль не только высокотехнологичным, но и крайне надежным, чтобы не обмануть своего покупателя ни в чем, но порадовать его всем. Компания никогда не имела тех финансовых возможностей, которые были у конкурентов, она не могла состязаться ни на ресурсном, ни на медиа уровне. Единственной ее силой всегда были - смелость идти на рискованные эксперименты, ум ее инженеров, верность традициям и качеству. Её рекламой были не многомиллиардные вливания в медиа, а дизайн машин и хвалебные речи довольных владельцев. Mazda, при тежелейших условиях конкуренции, в которой она зачастую проигрывает, не пошла путем агрессивного маркетинга, делая автомобили, которые созданы, чтобы кое - как отходить гарантийный период, а затем развалиться. Mazda остается одним из самых надежных, если не самым надежным брендом на рынке.
Перед запуском обновленного cx-9 в России, представителя Mazda спросили, почему они, представляя такой комфортный и технологичный автомобиль, при всем при этом никак не позицинируют его премиум - классом. На что представитель ответил, что они не называют себя премиум брендом, если их автомобили будут достойны - люди сами станут считать их премиумом
Автомобильный мир во многом обязан Mazda за свои АКПП, идеи устройства которых были тут же использованны практически всеми, если не всеми компаниями. Именно благодаря разработкам Mazda и Jatco мы получили надежные АКПП, которые способны работать качественно очень долго. Конечно, замена масла в АКПП Mazda - так же необходима, как и в других АКПП, это обязательное условие эксплуатации автомобиля, необходимое, чтобы продлить его ресурс. В случае с коробками Mazda - довольно большой ресурс.