Поделиться:
Что делает автомобиль безопасным?
Безопасноть в автомобиле - безусловно, самый важный его критерий. К сожалению, при выборе машины далеко не все думают о том, насколько автомобиль безопасен. Даже многие автопроизводители не уделяют этому важенешему аспекту устройства машины должного внимния при проектировании, ведь безопасность практически не продает автомобили.
Но благодаря разарботкам и исследованиям ведущих автопроизводителей мы знаем, какими должны быть по-настоящему безопасные автомобили, а так же, от чего зависит безопасность конструкции машины.
Безопасноть автомобиля подразделяется на активную и пассивную. Активная безопасность автомобиля - это те системы, которые направлены на предотвращение аварийных ситуаций. Это не только системы курсовой устойчивости, системы экстренного торможения и асситенты удержания в полосе. Активная безопасноть начинается с правильно направленного светового пучка от фар, который просчитан в соответсвии с конструкцией и габаритами автомобиля и не слепит встречный транспорт даже при движении в подъем или под гору, но при этом обеспечивает качественное освещение, позволяющее водителю двигаться даже в сложных дорожных условиях.
Пассивная же безопасноть призвана сохранить жизни и здоровье людей. При чем не только тех, кто находится внутри автомобиля, но и пешеходов. Пассивная безопасноть автомобиля складывается из множества факторов, но основными являются качетво металла кузова и качество моделирования поведения автомобиля в аварии. Последний аспект - самый важный, лучшие автопроизводители мира уже давно достигают невероятной безопасноти транспортного средства не количеством разбитых в краш-тестах автомобилей, а качеством рассчетов при моделировании поведения автомобиля в ДТП. Сейчас этим занимаются компьютеры, качество 3D моделирующих систем - равно уровню реальной безопасности машины. Поэтому самыми безопасными автомобилями являются самые технологичные машины.
Металл кузова автомобиля должен состоять из различных сплавов. Первой удар принимает зона с мягким металлом, гася собой силу удара, по мере смещения. Мягкость металла начального уровня сменамых зон нужна еще и для того, чтобы смягчить травмы при столкновении автомобиля с пешеходом. Сменаемые зоны должны становиться все жестче, чтобы погасить силу удара как можно более эффективно. Сами же силовые элементы кузова, защищающие салонную клеть должны быть как можно более прочными и, напротив, не дать смять кузов. В идеале, салон должен оставаться полностью нетронутым.
Просчитывается так же и развитие событий при столкновении с большими дикими животными, или крупным рогатым скотом. Автопроизвоители качественных автомобилей давно решили эту сложную задачу, спроектировав автомобиль таким образом, что он, ударяя в животное, заставляет его пролетать через крышу, не позволяя туловищу влететь в лобовое стекло. Во многом именно для этого современные автомобили имеют длинные, обтекаемые капоты и очень мощные передние стойки, идущие к крыше под наклоном. Такие стойки позволяют перебросить тело животного в том случае, если животное все же повалится вдоль капота к лобовому стеклу. Таким образом удалось обезопасить людей, находящихся в автомобиле от травм и гибели при столкновении с крупными животными на различных скоростях. Но подобный подход в проектировании автомобилей применяется далеко не всеми автопроизводителями. К сожалеию, в бюджетном сегменте полно автомобилей, просчету безопасноти которых не уделено должного внимания.
Отдельный аспект пассивной безопасности автомобиля выражается в задаче мягко "поймать" тела водителя и пассажиров при столкновении. Ведь недостаточно сделать сверхпрочный кузов, так как в результате столкновения люди, сидящие внутри могут получить тяжелые травмы ударившись об элементы салона.
На самом деле, избежать травм при столкновении, оказалось самой сложной задачей. Ведь если слабо фиксировать водителя и пассажиров, они разобьются в случае серьезной аварии, даже если конструкция клети салона не пострадает. Если же заранее усиленно фиксировать водителя и пассажиров, это сильно скажется на комфорте и все равно не спасет при ДТП на больших скоростях. Поэтому, в результате исследований, была разработана система мягкой "поимки" движущихся вперед тел. Самую важную роль здесь играют ремни безопасности, подголовники сидений и подушки безопасности автомобиля. Подголовники оснащаются электронной системой выдвижения, которые "ловят" головы, препятсвуя повреждению шеи. Ремень с преднатягом сразу же начинает гасить силу инерции, подающую водителя и пассажиров вперед. При этом они расчитаны так, чтобы, препятсвуя вылету человека, при этом не повредить его. Выстрел подушек безопасности регулирует специальный блок, который на различных скоростях выстреливвет ими по разному, для того, чтобы "поймать" человека и не повредить ему выстрелом. Одной подушке безопасноти сделать это практически невозможно, поэтому качественные, безопасные автомобили оснащаются целой системой подушек безопасности, которые "ловят" человека при любом развитии событий.
Разумеется, и сами элементы салона должны быть расположены таким образом, чтобы не порепятсвовать работе подушек безопасности и не причинять вреда при соприкосновении с телом человека, даже более того, способствовать его "мягкой поимке". Поэтому мягкость и гибкость материалов салона влияет огромную роль на безопасноть. Ведь при столкновени на бюджетных машинах, безопасноть которых расчитана веьма примитивно или даже не расчитана вовсе, часты случаи, когда водитель или пассажиры получали сильные травмы, ударяясь о салон и элементы управления в ДТП даже на низких скоростях. Грубый, дешевый пластик не гасит удар, а лопаясь, наносит режущие раны человеку.
Самые безопасные марки машин
К сожалению, должное внимание безопасноти автомобилей уделено лишь в шведских, немецких и современных, японских автомобилях. Разумеется, это Volvo, BMW, Mercedes, Audi, Volkswagen. Из японских, это - Toyota и ее премиум бренд Lexus. Следует заметить, что в технологичности японские автомобили отстают от немецких и шведской Volvo. А отставание в технологичности - равно отставанию в безопасноти. На данный момент данное отсавание минимально, но автомобили 90-х, нулевых годов разительно отличались в технологичности и безопасности.
В данном списке следует выделить шведскую Volvo, и вот почему. Немецкие автопроизводители распологают огромными бюджетами на развитие технологий безопасноти своих машин, в то время как Volvo на протяжении более, чем десяти лет, испытывает финансовые сложноти. Контрольный пакет акций компании перепродается уже не раз, тем не менее, гений шведских инженеров и их упортсво позволили встать в аспекте безопасности в один ряд с богатейшими премиум-брендами и даже во вмногом их превзойти.
Стоит так же отметить и бренд Volkswagen. Любой из автомобилей этого бренда обладает очень хорошими харктеристиками безопасноти. Даже автомобили B - класса, такие как Volkswagen Polo и Volkswagen Polo Sedan очень технологичны и хорошо оснвщены в плане безопасности. Качество сплавов металла и расчет кузова этих автомобилей выделяется среди всего класса.
Очень хорошо обстоят дела с безопасностью и у корейских автопроизводителей, а именно - у автоконцерна Hyundai - Kia, правда, лишь в самых новых версих автомобилей (с 2010 года и с каждым годом уровень их безопасности все выше).
Самые небезопасные марки машин
На самом деле, легче назвать безопасные марки, чем небезопасные. Ведь, как уже говорилось выше, такой аспект как безопасноть, к сожалению, не продает автомобили. Все бюджетные марки грешат серьезными недоработками в области безопасноти. Автомобили оснащаются минимально необходимыми средствами безопасности, по-сути, лишь для того, чтобы продаваться на современном автомобильном рынке.
В данном списке автомобили китайского производства, иномакри узбекской сборки и отечественные автомобили. Они оснащаются минимальным количеством подушек безопасности (которые, к тому же, весьма примитивны). Ни в одной из моделей указанных выше автопроизводителй не применяется в сплаве силовых элементов кузова сверхпрочных составов. Материалы салона, естественно, самые дешевые. Ни о каком компьютеном моделировании говорить, к сожалению, не приходится.
Зачастую, автомобиль с "плохой безопасностью" очень легко выделить. Выделяются они низкой коррозионной стойкостью, говорящей о дешевом металле, короткими капотами, большим расстоянием между элементами подкапотного пространства. Капот переходит в стойки с минмальным укломном, не плавно. Сами стойки тонкие. Пластик салона твердый, внутренне убраснтво грубое. Допущены огрехи в сборке. И, естетсвенно, минимальный набор систем безопасноти.
Разумеется, за такой бюджет сложно ожидать лучших решений в устройстве автомобиля, но здесь на ум приходит все тот же Volkswagen со своими иоделями Polo, а так же Volvo, которая в режимах ограниченного бюджета смогла создать одни из самых прочных и безопасных автомобилей в мире.