Устройство, принцип работы и характеристики роторных двигателей Mazda RX-7 и RX-8, а так же, немного истории
Роторно-поршневые двигатели Mazda известны на весь мир. Автомобили Mazda серии RX завоевали восхищение и уважение по-всюду, хотя, в самом начале работы с роторно-поршневыми двигателями в успех серьезно верила, наверное, только сама Mazda. Основной концепцией Mazda всегда было стремление к инновационному. К тому же, для того, чтобы конкурировать с автопроизвоителями даже на внутреннем рынке Японии, маленькой компании Mazda жизненно необходимо было чем-то удивлять и обращать на себя внимание.
Первым серийным автомобилем с роторно-поршневым двс стала Mazda Cosmo, разработанная с нуля, собранная и протестированная компанией за рекордные 5 лет. В 1964 году Mazda Cosmo, полностью готовая к серийному производству, была представлена миру на выставке Tokio Motor Show, но даже после увиденного многие не верили в долгосрочный успех роторно-поршневых двигателей Mazda. Тогда руководство компании принимает решение участвовать в 84 часовом гоночном марафоне в немецком Нюрбургринге. Для гонки были подготовлены две роторные Mazda Cosmo Sport, одна из которых заняла 4-е место в общекомандном зачете, уступив лишь 2-м Porshe 911 и Lancia Fulvia. Это был оглушительный успех, на котором Mazda ни на миг не задержалась. Роторно-поршневые автомобили Mazda стали регулярно участвовать в гоночных состязаниях по всему миру, неоднократно доказывая свою конкупентноспособность.
Огромным прорывом как для роторно-поршневых двигателей, так и для Mazda в целом стала победа атомобиля Mazda 787B на знаменитой гонке 24 часа Ле-Ман в 1991 году. Не оставив ни единого шанса на победу фавориту гонки - команде Mercedes. В том же, 1991 году стартовало серийное производство третьего поколения знаменитого и полюбившегося многоим роторного спорткара - Mazda RX-7 (выпускавшегося с 1978 года и пришедшего на смену RX-3), котрый, кроме инновационной "начинки" в виде роторного мотора, имел такой же инновационный дизайн. Автомобиль добился ошеломляющей популяности и миллионов поклонников по всему миру, снимался в каждой серии 3-х первых частей "Форсаж" и продержался на конвейре вплоть до 2002 года, когда ему на смену пришла такая же роторно-поршневая Mazda RX-8, выпускавшаяся, в последствии до 2012 года, когда производству роторных двигателей Mazda пришел конец под натиском экологов.
Устройство и принцип работы роторно-поршневых двигателей Mazda:
Рабочий ход роторно-поршневого двигателя Mazda:
Роторно-поршневой двигатель (РПД) Mazda RX-7 в разрезе:
Принцип работы РПД:
Ресурс и неисправности роторных двигателей Mazda RX-7 и RX-8
Ресурс роторно-поршневых двигателей Mazda RX-7 и RX-8 на так уж и мал. В Японии и Америке он варьируется от 200 до 250 тыс. км. Для России Mazda объявила ресурс своих РПД в 100 тыс. км. И это не потому, что Mazda для России делает автомобили хуже, нет, привезенные из Японии и США экспортным путем машины у нас ломаются тут же. Дело кроется в ужасном качестве бензина и поддельных моторных маслах. Привычные, поршневые двигатели не так чувствительны к плохому гсм, как ротоные, поэтому плохое качество топлива и масел для не смертельно. Ресурс же роторных моторов плохой бензин сокращает в 3 - 5 раз. Mazda в курсе, что у нас творится с бензином, поэтому и заявила ресурс своих РПД в России - 100 тыс. км.
Плохой бензин быстро закоксовывает роторный двигатель и, если его вовремя не перебрать и не прочистить - он запросто может выйти из строя. Выйти из строя он может, даже если прочистить его, но залить некачественное масло. Поэтому для РПД Mazda настоятельно рекомендуется использовать оригинальное моторное масло Mazda Dexelia ULTRA 5W-30 (артикул - 0530-05-TFE) и менять его не реже, чем через каждые 5 тыс. км пробега.
Кроме проблем, связанных с топливом у роторных двигателей есть еще несколько хранических неисправностей, например - выход из строя уплотнителей ротора (апексов) и потеря его герметичности из-за неравномерного нагрева, как следсвие - прорыв газов из камеры сгораня. Вы могли заметить, на схемах и в ролике об устройстве РПД, такт воспламенения горючей смеси происходит всегда в одном и том же месте, поэтому одна сторона двигателя нагревется до очень высоких температур, другая напротив - почти всегда теплоразгружена. Очень сложно подобрать оптимальный состав сплава уплотнителей, так как им приходится переносить жесткие перепады темпрератур постоянно. Если заменять их не вовремя, двигатель очень быстро выйдет из строя.
По этой же причине РПД крайне плохо переносит детонации, а при езде на нашем топливе (снова ворзвращаясь к нему) они неминуемы и губительны для двигателя. Кроме того, если в условиях высокой частоты детонаций "крутить" двигатель и ездить на нем динамично, а Mazda RX-7 и RX-8 приобретали именно за этим, мотор не прослужит и 30 тыс. км. В общем-то, этот не большой перечень слабых мест РПД и приводит к столь малому сроку службы роторов в СНГ. За границей он так же не считается надежным, так как, как уже было сказано выше, конструкция его не предусматривает долгой службы, по крайней мере, без переборки и замены апексов. Тем не менее, в странах с хорошим топливом такой тип двигателя служит кратно больше.
Присоединяйтесь к нам Вконтакте!
Читайте также: