Лого www.inmu3.ru
неисправности турбокомпрессоров

Как определить неисправность турбокомпрессора на дизельном или бензиновом моторе?

Как заметить неисправность турбо компрессора
  • Создано: 2024-08-17
  • Обновлено: 2024-08-17
  • Автор: Alex

Поделиться статьёй:





Неисправность турбины на двигателе с большим пробегом, будь-то дизельный или бензиновый мотор - вполне рядовой случай. Турбины приходят в негодность из-за выроботки своего ресурса или из-за неправильной их эксплуатации. Но перед поломкой турбина будет подавать сигналы о своём скором выходе из строя и лучше бы их распознать вовремя, чтобы избежать капитальной поломки турбины или двигателя в целом! В настоящей статье перечислим признаки поломки турбины на дизельных и бензиновых моторах, а так же поговорим об обслуживании, эксплуатации и ремонте турбокомпрессоров.

Как заметить неисправность турбины на дизельном или бензиновом моторе - внешние признаки:

  • Первый признак неисправной турбины - это звук её работы. Исправная турбина должна издавать лёгкий свист, это крыльчатка холодной части толкает воздух в интеркулер. Если турбина издаёт надрывный, неровный свист или гул, вой - это первый признак того, что турбина неисправна.

  • В ЭБУ авто есть ошибки по наддуву. Это не всегда будет связано именно с поломкой турбокомпрессора, чаще всего такие ошибки связаны с утечкой воздуха где-то во впуске. Но сообщения о проблеме с наддувом всегда являются поводом и для проверки самого турбокомпрессора. Хотя бы для его визуального контроля.

  • Потеря динамики и повышенный расход топлива. Это косвенный признак неиспраности турбокоспрессора, так как подобное может происходить по многим причинам, но одна из основных - это проблемы с турбиной. Когда турбина не может выйти на запрашиваемое компьютером давление и обеспечить необходимое количество воздуха в цилиндрах наблюдается потеря динамики и значительный перерасход топлива. В некоторых случаях смесь начинает "богатить" топливом и наблюдается обилие сажи в выхлопной трубе, а дизельные моторы начинают дымить.

  • Повышенная температура воздуха во впуске. Высокая температура воздуха на впуске говорит о перегреве турбины либо о плохой работе интерулера.

  • Крыльчатка холодной части имеет повреждения. Крыльчатка всегда должна быть ровной, но со временем, когда во впуск по той или иной причине попадает крупная пыль, насекомые или даже камни - крыльчатка будет принимать на себя их удары и страдать. В конечном счёте она будет настолько побита, что будет уже неэффективно толкать воздух и издавать при этом рваный свист или другие посторонние звуки. Совсем забитая крыльчастка может развалиться и улететь через впуск в двигатель. Это приведёт к его полному выходу из строя.

  • Люфт крыльчатки турбины. У любого турбокомпрессора должен быть либо минимальный люфт крыльчатки холодной части, либо его отсутсвие вовсе. Если вы спокойно можете пальцами смещать крыльчатку в одну либо в другую сторону, если она попросту болтается - значит турбины подходят к концу. Ей нужна дефектовка и ремонт.

  • Обилие масла во впускном коллекторе и интеркулере. Турбины, особенно на дизельных двигателях по немногу даже с новья подбрасывают масло во впускной коллектор. Небольшое его количество во впуске не означает что с турбиной наблюдаеются проблемы. Но если весь впускной коллектор в моторном масле, а так же в интеркулере оно обильно накоплено - значит турбина гонит масло выходит из строя и гонит масло во впуск. Для дизельных двигателей это особенно опасно, так как дизельный движок может "уйти в разнос" - из-за обильной подачи масла турбиной мотор будет работать на масле и неконтролируемо набирать обороты. На системах подачи топлива CommonRail это практически исключено, т.к. на них есть несколько степеней защиты от ухода в расзнос, в том числе и дроссельная заслонка. Но изредка даже на них случаются подобные эксцессы.
Разбитая люфтящая крыльчатка турбины

Итак, если вы заметили одно или несколько вышеперечисленных явлений - следует провести дефектовку турбокомпрессора. Дефектовка турбины делается в два этапа - съём разбор и осмотр узлов турбины на наличие износа, люфта или иных повреждений. Затем, установка турбины проверка её работы - турбина должна быстро выдавать запрашиваемое ЭБУ значение наддува, а клапан сброса избыточного давления должен срабатывать вовремя, дабы исключить передув и помпаж турбины.

Что будет, если проигнорировать очевидные признаки неисправности турбокомпрессора

Перечисленные выше признаки неиспраности турбины довольно очевидны и наглядны. Турбина ими говорит нам о том, что что-то идёт не так. Если же мы игнорируем их и продолжаем эксплуатировать автомобиль, то очевидно что рано или поздно это закончится поломкой. В лучшем случае турбина просто перестанет работать, мотор перестанет тянуть, а на панели приборов появится ошибка CHECK ENGINE. В такой ситуации скорее всего можно будет отделаться лишь ремонтом турбокомпрессора.

Худший вариант для бензинового мотора - крыльчатка холодной части турбины разрушится и её частички улетят в интеркулер, затем во впускной коллектор, а далее - попадут в цилиндры. Пострадают поршни, стенки цилиндров и ГБЦ. Двигатель придётся "капиталить" или даже заменить на новый.

Турбина на дизельном двигателе так же может отбросить расколовшуюся крыльчатку в цилиндры, но происходит это намного реже потому что дизельные моторы работают на значительно меньших оборотах, они намного холоднее бензиновых и меньше "напрягают" турбину (в целом, зависит от конкретного двигателя). Но дизельный движок доведённый до состояния "укатан в дрова" может уйти в разнос. Мы говорили об этом выше - турбина начинает гнать масло, которое в камере сгорания заменяет сосбой дизельное топливо. Мотор набирает немыслимые обороты до тех пока не прервётся подача масла и воздуха, либо же пока он не заклинит или не произойдёт так называемый "кулак дружбы" - один из шатунов не выдержит, сломается и, вероятнее всего пробьёт блок цилиндров т.к. обороты в момент его поломки будут огромные.

На двигателях с CommonRail подобное развитие событий коайне маловероятно, т.к. там есть дроссельная заслонка которая при фиксации отрыва оборотов от подачи сигнала с педали газа просто закроется и прервёт подачу масла. Однако, бывали случаи когда мощная турбина с такой силой гнала масло, что дросельную заслонку просто продавливало и масло продолжало лететь в цилиндры.

На бензиновых моторах уход в разнос невозможен. Недостаточно степени сжатия воспламенения масляно-воздушной смеси. При обильной подаче масла в цилиндры двигатель просто заглохнет.

Повышенная ЕГТ турбины

Правильная эксплуатация турбомотора для повышения срока сложбы турбины и двигателя в целом

Срок службы турбины, как и турбированного двигателя в целом напрямую зависит от его обслуживания и условий его эксплуатации. С эксплуатацией всё довольно просто - ресурс турбины растянется на больший промежуток времени при размеренной езде. Проще говоря - если вы постоянно активно жмёте на газ, раскручиваете мотор и выводите турбину на большие обороты, а так же оказываете высокое температурное воздействие на горячую часть турбины (высокие обороты (RPM) = большая темпертура выхлопных газов (EGT) = повышенный нагрев горячей части турбины). В общем, активная езда на продолжительном временном отрезке понижает ресурс турбины даже при условии отличного обслуживания и хорошего охлаждения турбокомпрессора. Это аксиома. И от обратного - размеренная езда, отсутствие высоких температурных нагрузок на горячую часть турбины минимально снижает ресурс турбокомпрессора, что позволяет ему работать долго. Отметим так же, что кратковременные нагрузки на турбину влияют на её ресурс незначительно.

Пример - вы размеренно едете по трассе на небольших оборотах двигателя. Появляется необходимость в соврешении манёвра обгона - вы нажимаете на газ, турбина раскручивается и даёт наддув. Но по завершении обгона вы возвращаете обороты двигателя и наддув турбины на прежнее значение. EGT в таком случае не повысится значительно и не перегреет горячую часть турбины. Если нет проблем с охлаждением турбокомпрессора, то влияния на русурс такой стиль езды не окажет. Но если вы постоянно держите высокие обороты двигателя, то перегрева турбины просто не избежать даже при очень хорошем состоянии системы охлаждения.

Теперь поговорим об осблуживании. Всё, что нужно вашей турбине - это чистое, качественное моторное масло и охлаждающая жидкость надлежащего качества в системе охлаждения (если турбина охлаждается и тем, и другим). Нормальная циркуляций масла и охлаждающей жидкоти позволит держать турбокомпрессор в установленных заводом-изготовителем температурных режимах, а значит - растянет ресурс турбины на максимально продолжительное время.

Турботаймер - замечательная вещь, которая позволит турбине охлаждаться ещё какой-то время после окончания эксплуатации автомобилем. Однако, без него можно обойтись, если вы не гоняете и не глушите двигатель сразу же после гонки. Чтобы понизить температуру турбины достаточно проехать 5 - 7 минут на низких оборотах или же постоять тот же промежуток времени на холостых оборотах. К тому же, на соврменных автомобилях где турбина охлаждается как маслом так и ОЖ - температра турбокомпрессора приходит "в норму" очень быстро, а охлаждающая жидкость продолжает охлаждать его даже после остановки двигателя. Таким образом, если вы обладаетель совремнного автоомбиля с двойным охлаждением турбины и размеренного нрава езды - турботаймер вам ни к чему. И напротив, если турбина на вашем авто охлаждается лишь подачей масла и вы любите нажать на газ, то турботаймер поможет вам продлить срок службы турбине.

Перегретая горячка турбины

Правильный ремонт турбины двигателя

В завершение статьи поговорим и о ремонте турбокопрессоров. На самом деле, ремонт турбины - процесс довольно бесхитростный. Две слагающие его успеха - прямые руки мастера и качественные запасные части. Мастер должен правильно собрать турбину из новых и качественных запчастей. Обычно, проблем с прямотой рук мастера не наблюдается, так как сборка турбины - это довольно просто. А вот с запчастями проблемы есть. Чаще всего используются дешевые "китайские" запчасти ресурс которых н очень велик. Турбина, собранная на таких запчастях может пробежать 15 - 20 ткм. даже при условии, что мастер собрал её качественно, а если не качественно, то и того меньше.

Суть - не ремонте турбины не стоит экономить. Отдав её в ремнот подвальной мастерской которая оещает починить её за шапку сухарей вы максимально рискуете в кратчайшие сроки снова озадачиться ремонтом турбины, а то и ремонтом мотора. Применение простейших арифметических расчётов приведёт вас к выводу, что значительно выгоднее починить турбину в именитой мастерской за адекватную сумму один раз, чем чинить турбину регулярно "за дёшево".

На этом всё, друзья. Желаю вам приятной и долгой эксплуатации ваших турбомоторов и удачи на дорогах в целом!