Основные причины проворачивания вкладышей на бензиновых и дизельных двигателях
При нормальной работе мотора без каких-либо отклонений вкладыши коленчатого вала не должно проворачивать ни при каких обстоятельствах. Появление задиров на вкладышах и уже тем более их проворачивание происходит из-за нарушения толщины масляного клина - масляной прослойки между шейкой коленвала и вкладышем, которая и защищает их от трения. Но почему же пропадает масляный клин? На это есть много причин. От масляного голодания до деформации самого коленчатого вала. В настоящей статье пройдёмся по всем причинам и узнаем, как устранить их заблаговременно.
И на бензиновых, и на дизельных двигателях причины проворачивания вкладышей схожи. Среди них можно выделить:
- Работа мотора с низким уровнем масла в системе;
- Работа мотора на некачественном, поддельном или неподходящем моторном масле;
- Масляное голодание по причине закоксовывания мотора;
- Износ масляного насоса и/или недостаточная его производительность;
- Износ и биение балансирных валов;
- Некачественные вкладыши;
- Деформация и биение коленчатого вала.
Теперь предлагаю ознакомиться с каждой из этих причин подробнее.
Работа мотора с низким уровнем масла в системе
"Проморгал масло!" - так часто говорят, когда водитель недосмотрел за уровнем масла и какое-то время проездил на слишком низком уровне. Обычно езда и заканчивается проворачиванием вкладышей коленчатого вала. В данном случае всё банально - масляный клин истончается из-за нехватки масла, влкдыши трут о шейки коленвала до тех пор, пока один или даже пара из них не зацепится за шейку и не сойдёт с места.
В общем, во всём виновен повышенный расход масла на угар двигателем и невнимательность водителя. Причин первого может быть много - как износ цилиндро-поршневой группы, так и утечка масла через пропускающие сальники, или уход "в трубу" по причине отсутсвия катализатора, к примеру.
Работа мотора на некачественном, поддельном или неподходящем моторном масле
Современные моторы очень требовательный к характеристикам моторного масла. Все вот эти вот допуски придуманы не просто так. Если в современный турбированный бензиновый, или даже турбодизельный мотор будете лить дешёвую минералку - не удивительно, что проходит он у вас не долго. И закончатся его счастливые дни именно на проворачивании вкладышей.
Но кто же в здравом уме будет лить дешёвое масло в дорогой движок? - спросите вы, а я отвечу - Тот, кто купил канистру поддельного моторного масла. Человек уверен, что он заправил хорошее масло и ездит "в ус не дует". Даже не смотрит на его уровень. А оно мало того, что угорает, так ещё и не создаёт масляный клин нужных для мотора характеристик. Подобное заканчивается если не проворачиванием вкладышей, то их задирами как минимум.
То же самое может происходить и при неправильном подборе масла. К примеру, мы заливаем масло 0W-20, а производитель указывает в допусках 0W-30 - минимум. И указывает он это не зря. В таком случае масляный клин может быть не той толщины и не тех качеств, на которые рассчитывал производитель при проектировке мотора. И если двигатель с малым пробегом может довольно долго переживать такие издевательства, то мотор с большим пробегом может довольно быстро закончить проворачиванием вкладышей.
Масляное голодание как основная причина проворачивания вкладышей коленчатого вала
Как мы уже могли выяснить, проворачивание вкладышей коленчатого вала практически всегда связано с моторным маслом. И чаще всего с его недостачей, чем с его качеством. Но почему же коленвал и вкладыши страдают от нехватки масла, ведь большинство водителей следят за его уровнем и льют качественное масло? Очень часто масляное голодание бывает связано с неисправностью маслонасоса или же с закоксовыванием мотора, которое в критических случаях вызывает локальное масляное голодание. А оно уже и приводит к проворачиванию. Предлагаю разобраться, как происходит закоксовывание и что с ним делать.
Закоксованность, читай - загрязнение двигателя и, что самое важное - его масляных канальцев происходит по причине долгой езды не старом моторном масле и/или езды на некачественном моторном масле, а так же по причине прегревов. Масло просто сворачивается и налипает на стенки двигателя, и забивает масляные каналы. При сильной закоксованности масло просто не в состоянии просачиваться через забитые канальцы, что и приводит к локальному масляному голоданию. Именно по этой причине часто бывают проблемы с задирами на четвёртом цилиндре, так как именно до него масло проделывает самый долгий путь. И именно поэтому очень часто и проворачивает вкладыши коленчатого вала.
Как избежать закоксовывания мотора? Меняйте масло не реже одного раза в восемь тысяч километров пробега или раза в 250 моточасов (как показывают тесты, большинство масел именно после 250 моточасов сильно теряют свои свойства). Заправляйте только качественное масло в мотор (лучше купить хорошее российское масло от отечественного производителя, чем непойми что импортное и нарваться на подделку). Ну и следите за тепературой двигателя, не давайте ему перегреваться, чистите радиаторы от грязи хотя бы раз в 3 - 4 года. Если следовать этим простым правилам с самомго начала эксплуатации автомобиля, то закоксованности можно не бояться. Если же вы не первый владелец автомобиля, то всё равно придёрживайтесь этих рекомендаций - продлите жизнь мотору.
Износ масляного насоса и/или недостаточная его производительность
С пробегом маслонасос мотора может износиться и начать работать хуже, что так же сильно повлияет на давление масла в системе и на орошение им узлов двигателя. Способв проверки работоспособности маслонасоса существует не мало, напрмер - вкрутить в отверстие для датчика давления масла манометр и замерить его давление, предварительно узнав, какое оно должно быть в вашем двигателе из его технической документации (или просто в сети). В целом, начинать интересоваться здоровьем маслонасоса следует примерно после 150 тыс. км. пробега, если у вашей модели мотора он проблемный, и после 250 - 300 тыс. км. пробега, если на вашей модели мотора он качественный.
На некоторых автомобилях маслонасос с завода довольно слабенький. К примеру, почему-то так получилось у Hyundai/Kia на моторах G4KE, G4KJ и иже с ними. Маслонасосу буквально не хватает мощности для прокачивания масла. Это одна из причин, почему на этих моторах часто бывают задиры и проворачивает вкладыши. Облегчить жизнь маслонасоса можно заливая масло не слишком большой вязкости. Например 5W-30. Либо же, можно поставить более производительный масляный насос. Например, для данных моторов подбирают маслонасос от VolksWagen.
Износ и биение балансирных валов
Проблемы с балансирными валами чаще свойственны дизельным двигателям, но вышеупомянутые злосчастные G4KE, G4KJ тоже страдают данной проблемой, представьте себе. Балансирные валы тоже имеют свои вкладыши, которы тоже могут изнашиваться. Тогда у балансиров появляется люфт, который приводит к разрушению шестерён, вибрациям и биению. А они уже в итоге могут привести к повреждениям масляного насоса или даже самого коленчатого вала. Поэтому, если наблюдаете вибрации при работе двигателя, особенно если они ярко выражены на определённых оборотах - возможно, есть проблема с балансирными валами.
Некачественные вкладыши
На самом деле, проблема очень редкая. Встречается массово только не моторах Hyundai/Kia или Subaru - когда вкладыши проворачиает без какой-либо видимой на то причины, а на самом же деле материал вкладышей настолько некачественный, что при малейшем трении (напрмер, когда заводите мотор на холодную, или когда движок работает под нагрузкой, на высоких оборотах) они начинают задираться и даже крошиться, что конечно же быстро приводит к их проворачиванию.
Что же деалть с такими бедовыми вкладышами? Отсаётся лишь изучить опыт других владельцев машин с подобным мотором и узнать, как часто нужно их менять. И, естественно, производить превентивную их замену.
Деформация и биение коленчатого вала
Иногда, беда кроется не только в некачественных вкладышах, но и в недостаточно крепких коленчатых валах. Данная проблема более свойственна современным дизельным двигателям. Дело в том, что дизельные моторы априори испытывают повышенные нагрузки и вибрации, а повышенные нагрузки и совремнная тенденция автопроизводителей всё облегчать - это гремучая смесь. На больших пробегах в 300 - 400 тыс. км. коленчатый вал деформируется, начинает бить, вкладыши ускоренно изнашиваются. Владельцы на таких пробегах часто попадают на проворот вкладышей даже после их недавней замены и искренне недоумевают, как же так вышло, напрасно пеняя на низкое качество вкладышей, а дело может вывовсе не в новых вкладышах, а в самом деформированном коленчатом вале. Такая проблема наблюдается на шестицилиндровых турбодизельных моторах BMW N57. В целом, данные моторы довольно надёжные, но на пробегах в 350 - 400 тыс. км. у них частенько проворачивает вкладыши и дело кроется не столько в износе вкладышей, сколько в деформации самого коленчатого вала.