Воздействие звука на человека: звука тревожной музыки, звука "хоррор". Интересные факты о музыке
Как звуки воздействуют на сознание?
Почему именно этот звук заставляет бояться
Почему нам это нравится
Как звуки воздействуют на сознание
Воздействие звука на сознание человека - тайна. Звук для нас - еще один способ познания мира. Слыша звуки человек может понять, что что-то где-то происходит. Мозг способен распознать, откуда исходит звук, он оценивает плотность звуковой волны, касающейся барабанных перепонок, понимает, откуда исходит максимальное давление волны на них, использует в оценке вибрации, передающиеся через предметы, если таковые имеются. В общем, это осуществляется "технически" и вполне объяснимо. Другой вопрос - как понимаем мы, что несёт в себе этот звук? После обработки звука мозгом в игру вступает подсознание. Именно оно, а не сознание, оно быстрее, и еще до того, как мы успеваем что-то там понять, оно способно вызвать рефлекс, побудить нас на какое-либо действие. Пригнуться, например, если рядом что-то - бам! Хлопнуло. А если не хлопнуло, если мы смотрим ужастик, и там кто-то зловеще хихикает из темного подвала? Как мы понимаем, что надо бояться? Это уже работа сознания. Определённый центр мозга отвечает за представление событий, он проигрывает примерную картину того, что может быть. Да, это воображение. То есть, наш страх - это наше воображение. Поэтому люди с великолепным воображением часто бывают весьма впечатлительны.
Как звуки воздействуют на сознание?
Но мы ведь говорим про воздействие звука на человека. Как звук определенной тональности может интерпретироваться нашим сознанием в опасность?? Здесь можно предположить, что это приколы эволюции, которая оставила в генетической памяти некоторые ассоциации, вызываемые у нас шелестом кустарника в ночи. Возможно, но как быть с "хоррор" музыкой? Вряд ли наши предки в нескольких поколениях смотрели "Челюсти" ночами напролёт. Здесь остаётся говорить лишь о чём-то вложенном в нас, о том, что помогает нам творить, воображать (не видеть вдруг рисуемые нам картины, а создавать их самим), что дает возможность нам оценивать, говорить, что это, на мой взгляд, чёрное, а это - белое. Эта мелодия такая весёлая, а эта меня немного напрягает. Каждый человек, в своей мере, способен видеть искусство, судить о нём исходя из своих соображений. Эти же соображения говорят нам о том, что герою ужастиков сейчас хана, ведь заиграла тревожная мелодия, создавая гнетущую атмосферу момента. Все эти механизмы ощущений работают в нас настолько привычно и слаженно, что их очень сложно выделить из единого целого, представить частицами нашего сознания.
Почему нам это нравится
С механизмом суждений об ощущениях разобрались - ничего с ним не понятно, ну и ладно. Но почему же нам нравится бояться? Нет, разумеется, нам не нравится когда у нас под ухом что-то внезапно взрывается. Нам наравится ощущуать чувство странного, страшного и неизвестного. Особенно неизвестного, ведь заметьте, самый классный ужастик не тот, в котором огалтелый монстр лупит всех кого не попадя, больше всего удовольствия нам доставляться прикоснуться через экран к чему-то неизведанному, мистическому. Увидеть чреду интригующих мистических событий. И не нужны нам резко выскакивающие чудики. Они если и напугают, то неприятно. Такой испуг монотонен, и не несет в себе ничего, он не цепляет нашего любопытства, не затевает игру с нашим разумом и не заставляет включать воображение. Но даже самый искуссный фильм ужасов нам не доставит такого наслаждения без звуков.Музыка выступает здесь неким мощным акселератором, усиливающим впечатление. Без нее не создать атмосферы, не передать настроения. Она напрямую возбуждает чувства - вот главная причина. Это то, почему мы любим музыку вообще. Она заставляет нас чувствовать. А человек очень любит чувствовать. Чувства - это жизнь. Разнообразие звуков делает нашу жизнь ярче. Ведь каждому звуку свойственно вызывать свои ощущения, в частности, такие особенные, которые дарит нам музыка жанра "хоррор". Мы живём в мире, где интересные факты о музыке идут с нами рука об руку и иногда находятся к нам так так близко, что остаётся только лишь их рассмотреть.