История русского фольклора. Русская фольклорная песня и музыка, зарождение и развитие.
Издревле ли пели?
О чём русская фольклорная песня, фольклорная музыка
Во что перешол образ русского фольклора
Издревле ли пели?
Русская фольклорная песня начала зарождаться в незапамятные времена, но основное своё развитие получила в первые века нашей эры. Когда еще не было Руси, а были лишь племена, которые только и делали что лупили друг друга, ходили друг на друга войной, но задобрить при этом пытались природу. Через фольклорную песню, разумеется. Первым инструментом русской фольклорной музыки славян, после языка, была вербовая пищалка, затем дудочка и свитсулька вырезанная из дерева, после стали появляться бубны и барабаны, флейта, свирель, жалейка, рожок, а так же варган, гудок и гусли. В некоторых видах деятельности музыкальные фольклорные инструменты применялись как инструменты ремесла (дудочка в пастушестве, например, или бубны при перерправах на водном транспорте), то есть стали неотъемлемым атрибутом, и играли не для развлечения, а выполняли какую-то важную функцию. Музыка и песня изначально были не просто развлечением, а средством общения между человеком, природой и миром духов. Чрез неё люди посылали сигналы, на которые ждали ответы в виде тех или иных событий. Первоначально такое общение больше состояло из обрядового пения, но по мере повления и развития музыкальных инструментов, включало в себя и игру на них в определённых интонациях, зависящих цели от обряда.
О чём русская фольклорная песня
На самом деле, вся жизнь наших предков была пронизана песней и музыкальными звуками, будь-то религиозное событие, обряд, пир, досуг, труд или отдых - везде звучала музыка, и для каждого события - своя отдельная. Так как считалось, что разные мотивы музыки по разному влияют на окружающий мир, на природу, на настроение духов. Протяжные, плавные, грузные звуки, слышимые в мелодиях похоронных процессов призваны были дать понять природе и загробному миру о переселении "на тот свет" новой души, призвать духов, чтобы они её приняли и помогли добраться к праотцам. Весенняя музыка, которую играли при возделывании полей, когда пахали и сеяли - была живой, частой, весело лилась из флейт, гуслей и дудочек, отстукивала бубнами, пробуждала землю ото сна и призывала её принять семена, дать им жизнь. Русская народная фольклорная песнь и музыка призывала жизнь, призывала добрых и весёлых духов на помощь, чтобы и урожай был добрым. Музыка, во время военных походов не просто подбадривала воинов, но и вселяла в их сердца уверенность что боги на их стороне и помогут им в их деле. Разумеется, музыка так же использовалась и для стратегических целей, помогая держать строй, обозначая переход к тому или иному действию. Слыша, откуда идёт звук, воины могли ориентироваться на поле брани.
Из всего этого видно, что русский фольклор был о жизни. Он несёт в себе то понимание жизни, какой видели её наши далёкие предки. Весь вместе он - скоротечная череда сменяющих друг друга событий. Водоворот жизни, состоящий из радости и горя, рождения и ухода из этого мира, зимы и весны, труда и отдыха, общения с природой, богами и друг с другом. При этом, он не носил в себе баланса, как принято считать, между добрым и злым. Доброго было гораздо больше - как весёлый, живой и жизнелюбящий народ, Русы пропитали свой фольклор шуточными песнями, прибаутками, весельем и звоном. Звуки боли и потери имели место настолько, насколько эти события сопровождали жизнь наших предков, или даже в гораздо меньшей доле. Со временем появилась и лирическая русская фольклорная песня, былины и предания, передающие рассказы о каких-либо событиях, о героях и их свершениях.
С приходом Православия изменилась духовная суть русской фольклорной музыки, народ в ней обращался теперь не к различным силам, а к единому Богу, Отцу и Вседержителю. Переход этот не был резким, но был ознаменован Крещением и объединением разных племён и княжеств в одну единую Русь, поэтому дался людям проще, чем мог бы быть. Тем не менее, прошло не одно поколение, пока люди полностью привыкли к новым обрядам и новой вере, пока их жизнь не выстроилась в соотвествии с этой верой и эти изменения нашли отражение в фольклоре, который, как летопись, нёс в себе из поколения в поколение всю историю жизни народа.
Во что перешол образ русского фольклора
С прошествием времени, после Крещения Руси, фольклор стал приобретать византийские черты, так как каноны духовной религиозной русской музыки были заимствованы, а народный фольклор и духовная песнь имеют теснейшую связь. Менялись люди, происходили исторические и не очень события, на русскую народную фольклорную песню и музыку стала оказывать влияние и прорвавшаяся чрез окно, прорубленное одним великим императором культура других народов, в частности европейских. Народная песнь того времени стала делиться на сельскую и городскую. Сельская фольклоная песня придерживалась старых канонов и отвергала любые нововведения, тогда как городская - напротив, стала отвечать всем стандартам европейской светской музыки и, возможно, уже и не могла называться фольклором, что не мешало ей становиться популярнее и всё более развиваться. Сельский, народный фольклор, никогда не был популярным, он просто жил в сердцах людей, неся в себе самобытность, традиции и культуру русского человека. Наибольшее распространение традиционная фольклорная песня и музыка получила в Украинских селениях. На Украине, как в самой певучей славянской стране, фольклорная песнь приобрела новые, своеобразны черты, не изменив при этом традициям. Если отследить весь жизненный путь русского фольклора, то может показаться, что это именно то развитие, которое и должно было последовать. Разумеется, фольклорная песня и музыка сохранилась и в России и в Белорусси, и в Сербии, и жива по сей день. Даже сейчас можно найти творческие коллективы и исполнителей, чьё творчество - это тот самый фольклор, что был на устах наших предков, который получили мы от своих дедушек и бабушек, а они, когда-то, от своих. Который идёт издревле, от самого рождения нашего народа. Который был с ним и в печали и в радости, сохранившись, несмотря на все потрясения, которые пришлось пережить нашему народу. Слегка изменившись, возможно, как впрочем, и мы сами.