Лого www.inmu3.ru
Роторная ВАЗ Копейка

Роторно-поршневые двигатели ВАЗ 301 311 411 413 414 415 425 редкие двигатели ВАЗ

Роторная ВАЗ Копейка

Роторно-поршневые двигатели ВАЗ. Редкие двигатели ВАЗ

Роторно-поршневой двигатель (РПД), ВАЗ начал разрабатывать еще в 1974 году на основе разработанного немецкии инжинерами Феликсом Ванкелем и Вальтером Фройде роторно-поршневого автомобильного двигателя (Конструкторским бюро во главе с Борисом Сидоровичем Поспеловым). Уже в 1976 году, на основе немецких наработок, инжинерам ВАЗа удалось собрать собственную модель двигателя - ВАЗ 301, мощность которого составляла 70 л.с. Это был еще только экспериментальный образец и установка на автомобиль еще не предполагалась. В течение последующих пяти лет велись работы по устранению всех недочетов и адаптации роторно-поршневого двигателя ВАЗ к подкапотному пространству автомобиля и подключении его к трансмиссии.

В 1978 году РПД поставили "на колеса", а в 1982 году односекционный ротоно-поршневой двигатель ВАЗ, уже с индексом ВАЗ 311 был установлен на первую опытную серию автомобилей - ВАЗ 21018. К сожалению, пяти лет на доводку принципиально нового, роторно-поршневого двигателя оказалось мало. Автомобили, оборудованные им, не прошли достаточное количество испытаний, в следствие чего, недоработки были выявлены уже в опытной серии и практически на всех из них пришлось заменить двигатель на обычный, поршневой.

Рабочий ход РПД

Неисправностей у новых РПД ВАЗ было не так уж и много. Не выдерживающие давления и температур уплотнители и выходящий под нагрузкой из строя подшипниковый узел быстро заменили. Но устранить недостаточную сбалансированность роторно-эксцентрикового механизма (РЭМ), которая возникала не сразу, но приводила к перебоям в работе двигателя, быстро устранить не удалось. Решение этой проблемы нашли в разработке двухсекционного роторно-поршневого двигателя, временно отказавшись от односекционного РПД.

На качественную разработку двухсекционного РПД понадобилось меньше года. Новыми, доработанными и хорошо себя проявившими в ходе тестов моделями двухсекционных роторно-поршневых двигателей ВАЗ стали ВАЗ 411 и ВАЗ 413. РПД ВАЗ 411 был способен развивать мощность в 120 л.с., тогда как РПД ВАЗ 413 - 140 л.с. Этот успех приносит интерес к новым двигателям со стороны силовых структур СССР, которые просят поставить им автомобили с роторно-поршневыми двигателями. Для нужд МВД и КГБ, инжинеры ВАЗ оборудовали роторно-поршневым ВАЗ 413 автомобили ГАЗ-21, ГАЗ-24 и ГАЗ 3102. Которые впоследствии за их динамические качества прозвали "догонялками". Данный двигатель показал хороший ресурс и беспроблемную эксплуатацию на практике. Но инжинеры-конструкторы ВАЗа, после данного успеха не продолжили разработку новых роторно-поршневых двигателей для автомобилей, а направили свое внимание на развитие авиационных РПД.

Экспонат - ВАЗ 411

Достигнув определенных успехов и в построении авиационных РПД, только в начале 90-х начинается разработка роторно-поршневого двигателя ВАЗ для переднеприводного автомобиля. В 1992 году у ВАЗ получается создать прототип - РПД ВАЗ 414, который, теоретически, может быть применен на автомобилях с переднеприводной компановкой. Модель была двухсекционной и способна была развивать мощность более 130 л.с., но по каким-то причинам запускать в серию сразу его не стали. Вполне вероятно, что двигатель был "сырым", к тому же нужны были наработки по соединению его с трансмиссией. Так, на доработку и испытания уходит еще более пяти лет. В результате, в 1997 году ВАЗ заявляет о завершении разработок и сертификации нового РПД - ВАЗ 415. Данная модель была универсальной, готовой к установке как автомобили с переднеприводной, так и с заднеприводной и даже полноприводной компановкой. Силовые характеристики остались практически теми же, что и у ВАЗ 414 - 135 л.с. при двухсекционной составляющей.

Кроме того, для МВД, был продолжен выпуск автомобилей на роторно-поршневых двигателях ВАЗ. Слегка усовершенствованный РПД ВАЗ 413 (ВАЗ - 4132), начиная с 1991 года, устанавливали на новые милицейские "догонялки" - автомобили ВАЗ 2107 (21079)

21079 догонялка

Характеристики и применение роторно-поршневых двигателей ВАЗ

Таблица 1. Характеристики роторно-поршневых двигателей ВАЗ
Модель: ВАЗ-301 ВАЗ-311 ВАЗ-411 ВАЗ-413
Кол-во секций 1 1 2 2
Тип Четырехтактный Четырехтактный Четырехтактный Четырехтактный
Топливная система Карбюратор Солекс Карбюратор Солекс Карбюратор Солекс Карбюратор Солекс
Объем 1 308 см. куб 1 308 см. куб 2 618 см. куб 2 618 см. куб
Мощность / крутящий момент (примерно) 70 л.с. / 83.3 Нм (8,5 кгс) 75 - 80 л.с. 95 Нм (9,7 кгс) 110 - 120 л.с. / 172 Нм (17,4 кгс) 140 л.с. / 197.8 Нм (20,6 кгс)
Степень сжатия топлвной смеси 9.4 9.4 9.4 9.4
Применение Прототип для автомобилей ВАЗ-21018 ГАЗ-21
ГАЗ-24
ГАЗ 3102
ВАЗ-2107
ГАЗ - ...

Таблица 2. Характеристики роторно-поршневых двигателей ВАЗ
Модель: ВАЗ-414 ВАЗ-415 ВАЗ-425 ВАЗ-426
Кол-во секций 2 2 3 3
Тип Четырехтактный Четырехтактный Четырехтактный Четырехтактный
Топливная система Карбюратор Солекс Карбюратор Солекс Карбюратор Солекс Фазированный впрыск с электронным управлением и дублированием механической системой
Объем 2 618 см. куб 2 618 см. куб 3 926 см. куб 3 926 см. куб
Мощность / крутящий момент (примерно) 130 л.с. / 163 Нм (16,7 кгс) 135 л.с. 166.6 Нм (17 кгс) 190 л.с. / 232.2 Нм (23,5 кгс) 210 л.с. / н.д
Степень сжатия топлвной смеси 9.4 9.4 9.4 9.4
Применение Прототип для автомобилей переднеприводной компановки ВАЗ-2108-91
2109-91
21099-91
2110-91
ГАЗ-... "Волга" Легкие летательные аппараты (вертолеты)