Лого www.inmu3.ru
Дизельные ВАЗ

Дизельные двигатели ВАЗ 341, 343, 3431 на автомобилях ВАЗ 2104 , ВАЗ 2121 и ВАЗ 2107

Дизельные ВАЗ Нива

Начало производства дизельных двигателей ВАЗ - 341, 343, 3431 для автомобилей ВАЗ 2104, 2121 и 2107

Идея разработать дизельный двигатель для автомобилей ВАЗ посетила светлые советские умы после последствий энергетического кризиса в семидесятых. До этого момента бензин стоил в СССР настолько дешево, что советские люди, громко посмееваясь над остальным миром смело заправляли тягачи 93-м, сжигая бензин тоннами. Рост цен на топливо и его нехватка в середине семидесятых, начале восьмидесятых ощутились настолько, что появилась необходимость выпускать легковые автомобили не только на бензине, но и на солярке. Разрабатывать дизельный двигатель для ВАЗ принялись в 79-80 годах, стараясь максимально унифицировать его с бензиновыми собратьями. За его основу был взят двигатель ВАЗ 2103

Первый дизельный 1,45 объемный двигатель ВАЗ с индексом ВАЗ-341 официально прошел приемочные испытания уже в 1983 году. Двигатель получил вихревую камеру сгорания, это означало, что топливная смесь образовывалась над верхней мертвой точкой поршня. Проходящий вихревым потоком воздух очень эффективно смешивался с соляркой, что позволило достичь большой экономии топлива и немного большего КПД. Вихревая камера в данном исполнении была примитивнейшей, без специальных клапанов и штифтовых свечей зажигания. По сути, это был бензиновый движок минимально приспособленный под работу с дизельным топливом. С первым же успехом в испытаниях, ВАЗовцы создали проекты новых турбодизельных и более объемных агрегатов ВАЗ-3441, ВАЗ-342 и ВАЗ-3422, ориентировочно - для ВАЗ 2107 и Нивы.

Дизельные двигатели ВАЗ, брошюра Дизельные двигатели ВАЗ, брошюра

ТТХ новых дизельных моторов ВАЗ, до серийного производства добрался лишь один 341-й, более десятка лет спустя

Не смотря на довольно высокую скорость разработки, применять дизельный двигатель в производстве не стали. Во-первых, не было достаточного финансирования проекта со стороны государства, во-вторых, двигатель был крайне сырым и недоработанным. Хотя, испытания 1988 года ВАЗ 2105 с дизелным 341 мотором были названы успешными, все же двигатель имель крайне скромный ресурс. Ставить его на автомобили было неприемлимо и все это понимали. Дорабатывать и тестировать его никто не спешил, затем и вовсем ВАЗ переключился на более приоритетное направление - бензиновые моторы и работу над переднеприводным автомобилем.

Таким образом про собственный дизельный мотор ВАЗ забыли на долгих десять лет. Правда, в начале девяностых ВАЗ мелкосерийно ставил дизельные моторы Пежо на экспортные Нивы и даже, возможно, на 2107. В середине девяностых, когда во всем мире дизельные моторы уже давно были не редкостью, ВАЗ совместно с "Барнултрансмаш" наконец воскресили 341-й дизель и на его платформе, скрестив с "Нивовским" 21213 мотором собрали еще две 1,8 объемные версии 343 и 3431. Одна осталась атмосферной, другую же оснастили турбиной. Устнавливать их решили на 2104, 2105 и разные кузовы Нивы. Но есть еще один, по-настоящему загадочный момент - дизельные моторы разрабатывались и для ВАЗ 2107 и хотя официальных подтверждений тому нет, возможно, имела место очень мелкая серий таких машин. Остальные же ВАЗ 2107 получили свой дизельный двигатель от интузиастов.

Впрочем Нивы и "четверки" с дизельными двигателями ВАЗ так же выпускались крайне мелкими сериями (особенно Нивы) и производство просуществовало с 1999 до 2004 года. Всего машин было выпущено менее 7 тысяч (а по некоторым данным - меньше 6). Подавляющее большинство из них (около 4-5 тысяч) пришлось на ВАЗ 21045 (дизельный индекс четверки).

ВАЗ 21045 с дизельным двигателем

Характеристики дизельных двигателей ВАЗ

ВАЗ 21045 дизель
Характеристики двигателей ВАЗ 341, 343, 3431
Модель (индекс): ВАЗ-341 ВАЗ-343 ВАЗ-3431
Тип двигателя / камеры сгорания Атмосферный, дизельный / вихревая Атмосферный, дизельный / вихревая Турбодизель / вихревая
Тип расположения цилиндров / количество цилиндров Рядный / 4 Рядный / 4 Рядный / 4
Материал блока цилиндров Чугун Чугун Чугун
Объем (см. куб) 1523 1789 1789
Кол-во клапанов на цилиндр 2 2 2
Степень сжатия топливной смеси 23 23 23
Мощность / Крутящий момент 53 л.с. / 92 Нм 64 л.с. / 114 Нм 76 л.с. / 148 Нм
Система подачи топлива ТНВД Bosch ТНВД Bosch ТНВД Bosch
Привод ГРМ Ременной Ременной Ременной
Ресурс (тыс. км.) 90+ 90+ 70+
Расход топлива л./100 км. город-6.5 трасса-5.6 смеш-6 город-7.8 трасса-6.4 смеш-7.1 город-7.6 трасса-6.1 смеш-6.8
Система охлаждения мотора Жидкостная Жидкостная Жидкостная, без интеркулера
Масса мотора (кг.) 130 133 145

Цены на дизельные двигатели ВАЗ

Дизельный двигатель ВАЗ-341
Стоимость двигателей ВАЗ 341, 343, 3431 Б/У
Модель (индекс): ВАЗ-341 ВАЗ-343 ВАЗ-3431
Средняя цена двигателя Б/У (руб.) 40 Нет в продаже Нет в продаже