Лого www.inmu3.ru
Настройка пассивного сабвуфера

Настройка пассивного сабвуфера или как правильно настроить Ваш любимый саб

  • О настройке сабвуфера в общих чертах

  • Настройка на магнитоле, кроссовере и усилителе

Правильная настройка саба в машине

О настройке сабвуфера в общих чертах

Настройка пассивного сабвуфера - дело не столько сложное, сколько ответственное. От правильной настройки саба зависит общее качество звучания аудиосистемы в Вашей машине. При хорошей настройке мы получим глубокий и чёткий бас без посторонних шумов и не мешающий звучанию остальных компонентов акустической системы машины. В противном же случае нас ждут помехи, кривой АЧХ, мешающий звуковую картину всей аудиосистемы, а то и перегрев и выход из строя самого сабвуфера. Естественно, что все сабвуферы разные и общих настроек для всех попросту нет. Но есть некоторые условия настройки, понимая которые Вы сможете настроить любой сабвуфер, даже различные сабы созданные для разных целей. В данном материале обратим наибольшее внимание на настройку пассивных сабвуферов, так как активные сабы довольно хорошо подготовлены производителем и настраивать там практически ничего не нужно, а те настройки, которые можно там подкрутить, будут нами рассмотрены в отношении к пасивным сабам и применимы в той же мере и к активным.

Начиная рассуждение о настройке сабвуферов невозможно не коснуться темы коробов, хоть сегодняшний материал посвещен не ей, всё же стоит упомянуть, что для пассивного сабвуфера очень хорошим, а возможно даже и лучшим вариантом короба является фазоинверторный короб. Он, в отличии от ЗЯ (закрытого ящика) позволяет добиться гораздо больше КПД от сабвуфера. У bandpass - исполнения короба он выиграет простотой реализации, т.к. качественный бандпасс-короб иногда не удаётся сделать даже фирмам, производящим сабвуферы. Среди фазоинверторных коробов предпочтение стоит отдать коробу с фазоинверторной трубой, а не щелевому, т.к. щелевой короб невозможно перенастроить в последствии. Такой вариант фазоинверторного короба для саба изготовляется исключительно профессионалами, знающими заранее как будет играть сабвуфер в таком коробе и проделывают отверстия в определённом и чётко выверенном месте. Фазоинверторная труба же может быть удлинена или укорочена, подогнана в зависимости от необходимости и имеет хоть какую-то гибкость в изменении параметров короба.

Далее уделим внимание цели, для которой установливаем и настраиваем наш пассивный сабвуфер. Основной упор предлагаемых настроек будет сделан на качество баса, а не на давление, или как его еще называют "ветер". Которого, в принципе, добиться не так уж и сложно, достаточно иметь пару 15 или даже 12 дюймовых сабвуферов и гармонично разместить их в "стенке". Главное в этом деле, как не трудно догадаться, диаметр окружности, или попросту говоря размер диффузора сабвуфера. А чтобы получить качественную музыку от сабвуфера, которую приятно было бы слушать в режиме повседневного использования, следует правильно настроить саб в машине, а именно разобраться с настройками магнитолы (головного устройства), кроссовера и усилителя.

Настройки пассивного сабвуфера

Настройка на магнитоле, кроссовере и усилителе

Настройка сабвуфера на всех этих компонентах акустической системы заключается в фильтровании частот и настройке крутизны среза, которые будет воспроизводить саб. Прелесть здесь заключается в том, что настроив фильтры частот и крутизну среза на одном элементе, скажем, на магнитоле, уже можно не трогать настройки ни на кроссовере, ни на усилителе. Но не всегда так получается и зачастую, приходится экспериментировать на слух и подкручивать параметры где-то еще. Итак, на магнитоле нам необходимо будет в настройках найти такой параметр как LPF или ФНЧ или как угодно еще, ведь при русификации магнитолы его могли обозвать как угодно. Но если он у вас есть, это уже очень хорошо, ведь если Вы его нашли, значит магнитола у Вас с уже встроенным в неё активным кроссовером! Поэтому внешний кроссовер Вам, по крайней мере для сабвуфера, уже не понадобится. LPF или low pass filter - называется фильтром низких частот (ФНЧ), потому что ограничивает устройство (сабвуфер, в нашем случае) в воспроизведении более высоких частот. Можно так же встретить и такой фильтр как HPF (high pass filter). Он ограничивает динамик в воспроизведени низких частот, не давая динамику играть "на понижение", но на сабвуфере он нам совершенно ни к чему, так как сабвуфер воспроизводит самые низкие частоты. По сути, начиная их играть с самого начала, от 20Гц. Ниже наше ухо услышать уже не может, поэтому и фильтровать там абсолютно нечего. Этот фильтр нужен для других динамиков.

Чтобы было понятнее, разберем на примере - наш саб способен играть частоты от 20 Гц и выше, но выше, допустим, 63 Гц нам уже не нужно. Ибо там его у нас подхватывает мидбасс. В этом случае мы выставляем ФНЧ на 63 Гц. Это не значит что сабвуфер резко перестанет воспроизводить частоты выше установленной границы, нет, он плавно перестанет играть их после 63 Гц, постепенно отдавая инициативу мидбасовому динамику (в значении HPF для которого мы установим так же 63Гц, но сделаем это уже на кроссовере или усилителе). А вот насколько постепнно он будет отдавать эту инициативу зависит уже от крутизны среза, которую мы установим, или которая будет являться неизменным значением в случае использования пассивного кроссовера. В настройках магнитолы она обозначается как slow или что-то связанное с дБ/окт, потому как измеряется в децибелах деленых на октаву. Базовым параметром является 12дБ/окт. (Рассчет параметров кроссовера и таблица базовых значений крутизны среза для каждого из элементов акустики) - это плавный переход в воспроизведении частот от одного динамика к другому, есть так же 24дБ/окт - переход происходит значительно резче, и 48дБ/окт - резкий переход, особенно сильно ограничивает динамик в воспроизведении частот на высокой громкости. Применеие каждого из этих значений субъективно и имеет место при той или иной аппаратуре и тех или иных пристрастиях слушателя. На внешнем активном кроссовере мы встретим те же самые настройки, а на внешнем пассивном кроссовере мы ничего настроить не сможем, так как он производится с уже предустановленными неизменяемыми параметрами.

Если же магнитола у Вас процессорная и в ней имеется качественный эквалайзер, то в отведенном фильтрами промежутке частот, воспроизводимых сабвуфером (еще этот промежуток называют "полкой"), есть возможность понизить мощность воспроизведения тех частот, которые Вам не особо-то необходимы. Это позволит снять нагрузку с сабвуфера и значительно уменьшит шанс его выхода из строя. Правда, понять, какие частоты Вам более необходимы, а какие - менее, можно только путем замеров, на каких же из них сабвуфер выдаёт наибольшее давление. Но стоит этим заморачиваться только в том случае, если вы достигаете какого-то спортивного интереса. Во всех остальных случаях, если вы не насилуете свой сабвуфер сверхнагрузками, этими манипуляциями можно не озадачиваться.

Итак, настройки на усилителе. В принципе, они в основном идентичны, здесь - параметр "Gain" прирост мощности. Можно крутить как угодно, он влияет лишь на громкость. LPF - если настроен на магнитоле, то можно его не трогать. HPF - его часто не встретить на магнитоле, поэтому, если используем его для сабвуфера, то... точно так же не применяем его, ибо отрезать снизу у самого низкого в воспроизводимой линейке частот звена, коим является саб, попросту негечего. В качественных усилителях мы так же можем получить возможность настраивать крутезну среза, так как в них установлен активный кроссовер. Здесь нам усилитель может предложить использовать очень и очень плавную крутизну среза в 6дБ/окт. Необходимости в ней нет, так как в подавляющем большинстве случаев нам более пригодятся базвые 12дБ/окт. С крутилками разобраться будет не сложно, но станет сделать это еще легче, посмотрев видеоролик в конце статьи. На этом, пожалуй, с принципами вправильной настройки сабвуфера от магнитолы, усилителя и кроссовера мы разобрались

В завершении хотелось бы только отдельно коснуться подключения сабвуфера от усилителя мощности. Здесь нужно обратить внимание на мощность как сабвуфера, так и усилителя. И мощность последнего должна быть обязательно выше. Должен быть некоторый запас мощности у усилителя. Особенно если Вы подключаете к нему сабвуфер путём параллельного соединения да еще и если коммутируете пару сабов и подключаете их к усю. Усилитель должен быть способен выдерживать потребляемую сабвуфером(-ами) мощность! Обратите на этот момент особое внимание, иначе обязательно спалите саб либо усилитель. На этом всё. Посещайте чаще inmu3.ru и приятного просмотра видеоролика!